КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОЙ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ

 АНО "НОП ЦЕНТР"

 

         Определяя, что в настоящее время школа с ее спецификой образовательного и воспитательного характера остается наиболее стабильным социальным институтом Российского государства, можно констатировать следующее: школа несет в себе функцию динамично развивающегося живого организма общественной значимости.

         Это особенно важно сегодня в силу того, что в общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, культуры и образованности. В то же время растут проявления негативного характера - равнодушие, нетерпимость, индивидуализм, агрессивность и цинизм. И что особенно настораживает, так это падение престижности военной и государственной службы, неуважительное отношение к государству и его социальным институтам.

         В связи с этим обозначилась необходимость создания и развития образовательных учреждений, способных нивелировать негативные факторы и выработать вектор развития, дающий жизнестойкость общественного характера. Это особенно важно в силу того, что на образовательное учреждение приходится основное время, когда в  подростке, обучающемся  в школе, формируется жизненная устойчивость. Фактически именно в школьный период закладываются основы жизнеспособности  поколений.

         Формируя концепцию кадетской школы, педагогический коллектив АНО "НОП ЦЕНТР"  исходил из необходимости иметь в  характерах воспитанников школы  основополагающие показатели:

         - наличие национального самосознания российского гражданина;

         -  понимание и готовность отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической и социальной общности;

         - способность сохранять свою мировоззренческую позицию, обладать высокой социальной активностью;

         - умение ориентироваться в экономической и общественной ситуации, стремление к поиску нового, разрешение нестандартных ситуаций, достижение успеха в жизни;

         - потребность к труду, как первой жизненной необходимости, воспитание в себе потребности к физической культуре, здоровому образу жизни и культурно-эстетическому насыщению;

         - обладание развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, основанного на способности объективной самооценки и принятия критики.

         Данная концепция сложилась в результате  исследования существующего положения в школе,  при выявлении потенциальных  «факторов роста»,  которые уже на сегодняшний момент имеют место:

- достаточно высокий кадровый потенциал школы, обладающий необходимым уровнем преподавания и ведения экспериментальной работы;

- наработки   школы  в  области  преподавания предметов естественно -научного, физико-математического циклов;

- достигнутый уровень качества образования;

- интересные традиции и новые творческие дела,  которые делают  школьную жизнь радостной и запоминающейся.

        Эти факторы  развития  стали стартовой площадкой  для  формирования кадетской школы - интренат.

        Организация кадетской школы стала возможна в условиях  наличия интереса детей к данному виду деятельности;  активного содействия родителей как в плане участия в воспитательном процессе, так и в плане материальной поддержки ( единая форма, кружковая работа, посещение культурных учреждений, проведение праздников);  наличия материальной базы в школе для организации профильных занятий.

         Кадетская школа охватывают детей с 1-го по 11 классы. Это время, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Обучение, играя ведущую роль в психологическом развитии, должно на определенном уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование интеллектуальной сферы, способствовать личностному развитию, создавать условия для его эмоционального благополучия. Изменяются характер и формы учебной деятельности, содержание усвоенных знаний усложняются, они становятся более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ наук, получаемых по разным дисциплинам. Особое требование предъявляется к обучению на данном этапе, так как в этот период меняется ведущий тип деятельности учебной на общение, и таким образом отмечается снижение мотивации обучения. Усваивая учебный материал, школьники учатся делать выводы, овладевают умениями формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии. Все это способствует развитию навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации.

         Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных умений и навыков, но и от развития мотивационной сферы личности школьника. Любознательность подростков проявляется в широте интересов. Именно для этого возрастного периода важно расширение содержания образования через введение предметов дополнительного образования, кружков, развивающих часов и др. Чем больше у учащихся возможности для ориентации в своих интересах, тем больше поле для проявления и оценки своих общих и специальных способностей.

          Основными образовательными задачами кадетской  школы -интернат являются:

 - формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний теоретических  основ наук;

- повышение   мотивации   обучения   через   активизацию   познавательной   деятельности, развитие общих и специальных способностей;

- формирование навыков культуры умственного труда и овладение специальными приемами мыслительной деятельности;

- формирование общих и специальных умений и навыков;

- формирование целостной картины мира;

- психолого-педагогическая диагностика профессиональной интеллектуальной деятельности.

 Принципами реализации образования являются:

            Принцип развивающего обучения - современная психологическая наука различает 2 уровня   развития   ребенка:   актуальный   и   зону   ближайшего   развития.   Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и соответствует ускорению развития. Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, при помощи которых формируются навыки умственного рационального труда.

Принцип индивидуализации обучения - всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей. Предполагается также формирование и развитие логического мышления,   умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения ставит своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации обучения - это учет индивидуальных способностей учащихся и формирование групп для их совместного обучения и развития. С целью осуществления дифференцированного обучения  создается система элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний.

Принцип целостности    образования - это единство процессов развития,  обучения и воспитания учащихся, сбалансированность отраслей знаний в содержании образования, использование педагогических технологий.

Принцип гуманизации образования  - это формирование у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков. Посредством гуманизации образования осуществляется становление духовного мира человека,  создаются  условия    для  развития внутренней потребности самосовершенствования и реализации творческих возможностей личности.

Принцип непрерывности - действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования с 1 по 11 класс. При быстрых изменениях требований к объему знаний современного человека этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию положения образования.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи   образования   определяют   отбор      содержания   образования,   которое   должно включать в себя сбалансированное сочетание базисного и профильного компонентов. К базисному компоненту образования относится государственный стандарт по основным образовательным областям наук, выполнение которых обеспечивается системой взаимосвязанных сквозных курсов обязательных дисциплин.

Выполнение      задач      требует      введение      комплекса      дисциплин профильного      компонента, предусматривающего формирование широко образованного интеллектуального человека, способного к саморазвитию. Этот компонент предусматривает существенное расширение содержания образования в сравнении с государственным стандартом с целью формирования универсальных знаний учащихся (этика, психология, курс «Начальная морская подготовка», курс «Начальная военная подготовка» и т.д.). Универсальность образования определяет широту профильного обучения. Профильный компонент принципиально отличается от углубленного изучения отдельных предметов в средней школе.

В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилением роли индивидуального подхода, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, усилению роли самостоятельной творческой работы, развитию навыков мыслительной деятельности, развитию навыков самоконтроля и коррекции.

Учебный план кадетской школы сохраняет структуру базисного учебного плана, но вносятся дополнения, связанные с профильностью  обучения   специфическим дисциплинам, определенным в профильном компоненте. В учебном плане кадетской школы предусмотрено увеличение групповых занятий по профилирующим дисциплинам.   Существенным добавлением к содержательному наполнению кадетских классов будет тесное взаимодействие с конкретным видом вооруженных сил Российской Федерации. В частности, определяется целевая направленность кадетской  школы на Военно-морской флот. Однако, родители и кадеты вправе выбрать  для поступления  другой военный вуз любого другого рода войск или гражданский вуз интересующего профиля.

Главной целью функционирования кадетской школы является воспитание востребованного выпускника школы с набором отличительных черт:

- наличием патриотических чувств и сформированного взгляда на служение своему Отечеству;

- верным пониманием государственных принципов страны и собственным внутренним сознанием добросовестности исполнения долга;

- прилежанием и любовью к наукам, знанием национальной культуры, наличием этических и нравственных качеств, физического и трудового развития;

- устойчивым взглядом на общество  и семью, благородством души, твердостью  характера и чистотой нравов.

Развиваемая учебно-воспитательная программа нацелена на развитие у кадет состояния внутренней гармонии, благородного образа мыслей, чувства товарищества и взаимопомощи.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ

Ближний этап ( 2012 г.):

- формирование состава  классов кадетской школы;

- расстановка педагогических кадров с набором существующих учебно-воспитательных программ;

- определение атрибутики, единой формы, традиций кадетской школы, поиск  отличительного лица кадета.

Долгосрочный этап:

- формирование отличительных черт кадета;

- апробация и введение в постоянную педагогическую практику целевых, авторских и индивидуальных программ обучения;

- описание и составление дидактической и методической «копилки» педагогов кадетской школы;

- систематизация приемов и навыков в накоплении портфолио кадета;

- приоритетное отношение к введению принципов кадетского самоуправления и самодисциплины.

Данная концепция является не закрытым корпоративным документом, а открыта для корректировки и делового сопричастия. Также ставит перед собой задачу быть регулятором отношений и взглядов между объектом и субъектом педагогического воздействия.

 


 

Rambler's Top100