Советы психологической службы

   С момента возникновения первого кадетского корпуса в России в 1732 году и по сегодняшний день кадетское образование в нашей стране является центром профессиональной подготовки офицеров. Еще великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «Истинную свою славу я видел в служении моему Отечеству». И хотя современная история возрождения кадетских корпусов насчитывает чуть более 20 лет, их престиж и популярность сегодня ничем не уступают имперскому периоду.

  Современное кадетское учреждение – это модель образовательного устройства, основными задачами которого являются интеллектуальное, физическое, морально-нравственное развитие личности ребенка, а также воспитание чувства патриотизма и готовности к служению Отечеству. Организация жизнедеятельности кадетской школы-интерната предполагает приобщение воспитанников к казарменному быту и новым условиям умственного и физического труда, усвоению норм поведения, традиций и ценностей образовательного учреждения, овладение учащимися военно-учебной деятельностью. Содержание и условия жизнедеятельности в кадетской школе-интернате отличаются повышенными психологическими, физическими и умственными нагрузками.

  Основными направлениями деятельности нашей кадетской школы являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие.

  Несомненно, отдавая своих детей в кадетскую школу, родители руководствуются основными приоритетами такого образования: огромный перечень учебных дисциплин, отличная физическая подготовка, нравственно-патриотическое воспитание, четкая дисциплина, товарищеский дух и т.д.   Иными словами родители хотят сделать из своего сына мужчину. Однако мало кто задумывается о психологической составляющей такого образования.

  Возникающие на первом году обучения у кадетов и их родителей трудности обусловлены личностными особенностями воспитанников, несоответствием представлений о реальных условиях обучения и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Всё это может привести к нервно-психической неустойчивости, преобладанию тревожных эмоций, истощению психических возможностей, иными словами, к дезадаптации детей.

  Воспитание и обучение в патриотическом ключе, делает кадетские учебные заведения отличными от светских гимназий, лицеев и школ. Необходимо выделить следующие особенности жизни в стенах кадетской школы, которые важно учитывать родителям при выборе учебного заведения для своего ребенка:

- система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;

- обучение реализуется в воинском коллективе закрытого интернатного типа  с регламентированной системой жизнедеятельности;

- организация и строгое соблюдение воинских ритуалов;

- полное и беспрекословное выполнение всех основных требований организации системы образования и воспитания и внутреннего порядка, определяемых уставом школы и правилами поведения кадет;

- беспрекословное подчинение требованиям офицеров-воспитателей.

  Именно поэтому приоритетным направлением обучения нашей школы является учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся на каждом этапе образования. Реализация этих принципов основывается на изучении особенностей процесса социально-психологической адаптации кадетов и организации условий, обеспечивающих их эффективность. Под социально-психологической адаптацией в этом смысле понимается как совокупность физиологических реакций организма, так и способность к сохранению психологической целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды.

  Реализация принципов учета психологических особенностей начинается с самого отбора учащихся в школу. Данный процесс осуществляется на первом этапе собеседованием с кандидатом на поступлние в нашу школу, далее в течение первых 2-3 недель вновь поступивший учащийся проходит входной контроль знаний по всем дисциплинам, а также психологическое тестирование, которое  направлено на определение  психологической готовности будущего кадета к предстоящему обучению, а также выявление особенностей его умственного и эмоционально-волевого развития, соответствие их показателям  возрастной нормы.

  В дальнейшем реализация социально-психологических принципов заключается в следующих направлениях работы:

- изучении эмоционально-личностных особенностей кадетов;

- выявление трудностей, с которыми может сталкиваться ребенок, как при соблюдении режима, так и в учебе;

- выявление детей, склонных к дезадаптации;

- контакт с родителями по поводу выявленных проблем.

  Для достижения ранее описанных целей и приоритетов образования, деятельность нашей кадетской школы основывается в первую очередь на программе дополнительного кадетского образования для учащихся 1-11х классов АНОО "НОП-ЦЕНТР» с учётом индивидуально-психологических и возрастных особенностях развития мальчиков.

  Ниже представлена таблица особенностей психологического развития мальчиков в соответствии с возрастом. Отклонение от нормы в худшую сторону ставит под вопрос нормальную адаптацию ребенка в кадетской школе, а также его психологическое настроение и развитие на более поздних этапах обучения в кадетской школе.

 

                ВОЗРАСТ

ОСОБЕННОСТИ

  Младший школьный           возраст  (7-11 лет)

Учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам, развивается произвольность, самоконтроль и внутренний план действий.

  Подростковый  возраст     (11-15 лет)

Возникает желание найти себя, свое место в коллективе, появляется ведущая социально-психологическая потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

  Юношеский возраст          (15-17 лет)

Осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни, анализируются возможные варианты развития событий после школы, появляется ответственность за свое будущее.

 

  Не менее важным элементом нормального психологического состояния кадета является учет в рамках образовательной деятельности того факта, что в процессе психического и личностного развития детей существуют такие возрастные периоды, которые можно назвать кризисными. Изменение условий жизнедеятельности в кадетской школе может в наибольшей степени стать дезорганизующим фактором их психической деятельности именно в периоды этих кризисов.

  Кризис 7ми лет связан в первую очередь с началом обучения в школе. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам, которых в рамках кадетской школы более чем достаточно. Отсутствие родителей в этот период может только ухудшить психологическое состояние ребенка, привести к серьезным психологическим проблемам. С другой стороны, наличие четкого военного режима может изменить отношение ребенка к себе, подчеркнуть его важность и тем самым повысить самооценку.

  Кризис 13 лет – кризис социального развития. В этом возрасте преобладает упрямство, строптивость, стремление к деспотизму. В стенах кадетской школы наиболее остро  встает вопрос подчинения. С другой стороны, военная дисциплина может «приструнить бунтаря», направить его эмоции в нужное русло.

  Кризис 17 лет связан с личностным и профессиональным самоопределением. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Главная возможная проблема данного возрастного кризиса, заключающаяся в поглощении собой и избегании межличностных отношений, сама собой отсеивается в кадетской школе в рамках реализации принципа товарищества и совместного проживания со сверстниками. Также большой перечень учебных дисциплин, дополнительных кружков умственной, творческой и физической направленности упрощает процесс личностного и профессионального самоопределения.

  Можно сказать, что адаптация является напряженным моментом в жизни кадетов, как в жизни любой личности, попавшей в новые социальные условия. Отличием лишь является то, что любая другая личность вынуждена сама справляться с трудностями адаптации, в то время как учащимся нашей школы оказывается психолого-педагогическая поддержка.

  Открывая двери кадетской школы, ребенок входит в новое социальное окружение, формирует социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в данной среде, благодаря которым сможет реализовать свои устремления, потребности и интересы.

  Жизнь в кадетской школе подразумевает процесс взаимодействия кадета с социальным окружением: учащимися, преподавателями, офицерами-воспитателями и родителями.  

  Однако, помимо всех описанных трудностей жизни в стенах кадетской школы, в процессе обучения кадет вырабатывает в себе следующие навыки, способные положительно повлиять на всю последующую жизнь:

1) бесконфликтность, а если происходят конфликты, то способность разрешить их в социально приемлемой форме;

2) заинтересованность в учебе, способность организовать самостоятельно процесс овладения учебной деятельностью;

3) способность подчиняться и ставить интересы группы выше собственных;

4) способность овладеть правилами и нормами поведения в обществе и следовать им в процессе жизнедеятельности;

5) способность самостоятельно обеспечить удовлетворение собственных бытовых потребностей;

5) наличие позитивного отношения как к школе (активное включение в различные секции, кружки дополнительного образования и другие сферы школьной жизни), а также к получению новых знаний в принципе.

  Строгий порядок жизни кадетов с точки зрения уровня физической, умственной и психологической нагрузки, в свою очередь с раннего возраста прививает чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, развивает и возвышает чувство собственного достоинства, склад ума и характера кадета становится более дисциплинированным и организованным.

 

 

 

 

Rambler's Top100